Понедельник, 18.06.2018, 10:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Наше облако
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации для родителей первоклассников

Приближается начало нового учебного года.  1 сентября, несомненно, волнительный день для всех. И для умудренных опытом учителей, и для старшеклассников, которым предстоит сдавать ЕГЭ, и, конечно, для малышей, впервые переступающих порог школы.  На мой взгляд, больше всего волнуются родители, особенно родители первоклашек. Их мучает множество вопросов:  как ребёнок освоит школьную программу,  как поладит с одноклассниками, найдёт ли учитель подход к их ребёнку и даже какой портфель купить малышу.

Я предлагаю вниманию родителей подборку статей, которые помогут  найти ответы на большинство волнующих их вопросов.

 Пусть этот учебный год будет удачным, интересным и добрым для всех участников образовательного процесса.

Филонова С.В.

 

 

 

Елена Гайдаенко
Полезные советы к 1 сентября
для детей и родителей


Эта дата так много значит! Это и начало нового учебного года, это и Старый Новый год (до указа Петра I Новый год отмечался не 1 января, а 1 сентября), это и первый день осени... Хороший день и отметить нужно хорошо. Это легко сделать в своей семье или объединиться нескольким семьям, воспользовавшись предложенными советами. 


Первый совет
(родителям)

Если вы не будете праздновать этот день с детьми, они будут праздновать его без вас. Со временем вы окажетесь просто вычеркнутыми из "списка приглашенных". Не обижайтесь, это шутка, но в каждой шутке... 
 

Второй совет
(детям)

Это ваш день! Празднуйте его сами, с родителями, с одноклассниками, с друзьями, с учителями! 

Третий совет
(родителям)

Традиции не только соблюдаются, но и рождаются. Поднатужьтесь и придумайте семейную первосентябрьскую традицию! 

Четвертый совет
(родителям и детям)

Каждый хороший праздник - это хорошо продуманный и подготовленный праздник! Вам предстоит быть сценаристом, режиссером, костюмером, гримером, декоратором, кулинаром, генеральным спонсором и тамадой. Распределите обязанности! 
 

Пятый совет (родителям)

Какой же праздник без подарков? Вот с них и начнём. Портфель, книги, самые разные школьные принадлежности - замечательный подарок, но можно подарить еще кое-что. Если ваш ребенок идет в первый класс, подарите ему игрушку с карманом. Её можно сшить самим или купить готовую мягкую игрушку и сшить для неё штанишки или сарафанчик с карманом. Любопытство пересилит желание поспать, и даже соня каждое утро будет бодро вскакивать с кровати и бежать к своему любимцу, чтобы узнать, какой сюрприз его ждёт. А это может быть яблочко, конфетка, орешек, витаминка в яркой шуршащей обертке, значок, ластик, маленькая игрушка, воздушный шарик и т.п. 

Игрушка с сюрпризом поможет малышу привыкнуть рано вставать и идти в школу с хорошим настроением. Когда ребенок научится читать, то в карманчике будут появляться записочки с шуточными советами, пожеланиями, заданиями, напоминаниями, список дел, карта со схемой нахождения сюрприза и так далее. 

Шестой совет
(родителям)

Хороший подарок школьнику любого возраста - подставка для ручек, карандашей. Её несложно изготовить. Сшейте или купите небольшую мягкую игрушку, соответствующую знаку Зодиака или символу года рождения вашего ребенка, и сделайте для неё ранец из пластмассового флакона от шампуня. Для этого срежьте верхнюю половину флакона (она не нужна) и сшейте чехол, который в два раза длиннее оставшейся нижней части флакона. Затем флакон вставьте в чехол, дно флакона смажьте клеем ПВА, лишнюю часть чехла стяните по верхнему краю и заправьте внутрь флакона. Таким образом получается, что флакон обтянут тканью и снаружи, и внутри. Теперь с помощью ремешков и застежки придайте флакону сходство с ранцем и наденьте его на игрушку или пришейте к ней. Подставка готова. 


Седьмой совет
(родителям и детям)

Украсьте квартиру шариками с веселыми мордашками. Достаточно вырезать из бумаги глаза, нос, рот, уши, сделать чёлку из серпантина или ниток и приклеить их клеем ПВА на шарик. 

Восьмой совет
(родителям и детям)

Если в семье не один ребенок, то вместе со старшими выясните, кто живет в портфеле? Это будет увлекательное занятие для всей семьи. 

Портфельчонок

В лесу живет Лесовичок,
Есть в каждом доме Домовой,
В часах живет Часовичок,
В воде, конечно, Водяной.

Любой из них известен нам.
И каждый - мастер в своем деле.
Пожалуй, нам пора узнать:
А кто живет в портфеле?

Наверно, там живет Портфельный,
А может, Портфельчонок -
Знаток секретов, школьных дел
Мальчишек и девчонок. 

Портфельчонок похож на хозяина своего жилища-портфеля. И фамилия у него соответствующая - Грязнулькин или Чистюлькин, Растеряшкин, Забывалкин или Порядкин, Конопушкин, Бутербродиков, Тихонин или Шумилин и т.п. Правда, некоторые меняют фамилию каждый день в зависимости от настроения. Попробуйте нарисовать портрет того, кто живет в портфеле. 

Девятый совет
(родителям и детям)

Портфельчонок знает всё, что написано в школьных тетрадках. Знает, например, что

Все задачки вы решаете:
Очень сложные, простые,
Но ответы получаете
Иногда такие:

"Пешеход шёл со скоростью 100 км/час" (Наверное, в сапогах-скороходах!)
"Мальчик катался на коньках 288 часов" (В "Книгу рекордов" хотел попасть!)
"В кружке занимались 2,5 девочки" (Интересно, а чем занималась вторая половина одной из девочек?)
"13/40 человека умеют плавать" (И какие же это части?)
"8 маек больше, чем 6 трусов" (Это как посмотреть!)
"Мальчик прочитал на 60 страниц больше, чем было в книге" (Наши дети - гении)
"Из 58 кг молока получили 580 кг творога" (Очевидно, мечта стала явью!)
"Надоили 120 л молока, а в детский сад отправили 800 л" (Наша страшная действительность!)
"Длина моего шага 195 см" (С таким шагом никогда никуда не опоздаешь!)
"Из 120 яиц вылупилось 158 цыплят" (Сплошные двойняшки!)

Узнали свои "перлы"? Если хорошенько подумать, то сразу вспомнится какой-нибудь "великий ответ" из своей школьной жизни. Составьте семейную коллекцию смешных случаев на уроках. 
 


Десятый совет
(детям)

Подарок для друга
Ах, каникулы летние
Не идут, а летят!
И приходится в школу
Собираться опять.
Вот наглажена форма
И в порядке портфель,
Приготовлен букет...
Что осталось теперь?
А осталось для друга
(С ним не виделся лето!)
Приготовьте сюрприз.
Не забудьте об этом! 

Это может быть необычно украшенный воздушный шарик или закладка для книг. 

Одиннадцатый совет
(родителям и детям)

Создайте семейный театр!

Дверной проем легко превращается в ширму. Сшейте куклу с "живыми" руками. Она состоит из двух частей: головы на палочке и балахона со стянутыми резинкой прорезями для рук. Балахон надевается на палочку и пришивается к голове. Артист готов! Можно сшить куклу-мальчика или девочку, домовенка, клоуна и т.п. Придумайте ему имя. Например, Знайка. Он может выступать в роли ведущего домашней студии "СИН" (самые интересные новости). Это и новости "От мамы", "От папы", "Из портфеля", "Из детской", "Соседские новости". На детском домашнем празднике с помощью Знайки можно провести викторину, лотерею, рассказать о гостях. 
И еще. Если делать ребенку бесконечные замечания типа: "Почему портфель в прихожей? Опять обувь не на месте?!" - ничего не изменится. Но вот если об этом расскажет Знайка в ваших домашних новостях, смешно жестикулируя, изображая ужас, сообщая о том, что в прихожей поселился полтергейст, который переворачивает обувь, прячет расчески, ключи и совершает другие "подвиги", почему-то сразу же становится больше порядка. 
Кукла с "живыми руками" может показывать фокусы, смешно чесать затылок, изображая задумчивость, поправлять очки, вручать призы. 
Хорошо, если первое появление куклы в семье и выступление, как сюрприз, приготовят мама с папой или старшие братья, сестры, а потом дети сами столько всего напридумывают! 

 


Двенадцатый совет
(родителям и детям)

Если 1 сентября - жаркий солнечный день, то соберитесь семьями и займитесь боди-артом. Устройте шоу. Впечатления незабываемые! 
Каждый желающий может побывать и в роли художника, и в роли модели. Можно рисовать на заданные или свободные темы. Маму можно украсить химическими формулами и объявить Королевой Химии (ей ведь столько приходится колдовать-химичить на кухне!). Папе подойдет роспись винтиками-болтиками, формулами физики, а провозгласить его можно... Подумайте, кем. Детей-почемучек украсьте вопросительными знаками, а тех, которые постоянно полны идей, - восклицательными знаками. Не забудьте сфотографировать или снять на видео свое шоу. 
 

Тринадцатый совет
(родителям и детям)

Начните вести семейный дневник "Школьные годы чудесные"! 
Дневник - это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях. Можно вести личный дневник (только для себя) или общий (для всех). Такой дневник - это интересное времяпровождение, общее дело, простор для творчества и т.д. 
Самая распространенная форма ведения дневника - в виде книжки или книжки-раскладушки. А можно отойти от обычных форм ведения дневника и придумайть что-то необычное! Например, дневник "Набор кубиков". Если каждый день описывать на листе бумаги, раскрашенном как детский кубик, то можно построить домик. Это плоский дневник. А если постараться и сделать заготовки-развертки кубика, то получится объемный дневник. Опишите на каждой грани один день или одно событие, затем склейте кубик. Готов шестигранный дневник! Если таких кубиков будет много, то в конце учебного или календарного года сфотографируйтесь всей семьёй или классом на фоне большой башни из кубиков. 
 

Четырнадцатый совет
(родителям)

Отправляя первоклассника в школу, будьте готовы ко всему. Даже если ваш ребенок, вернувшись из школы, заявит, как в анекдоте: "Что же вы меня не предупредили, что эта волынка на десять лет?" 

Пятнадцатый совет
(родителям)

Заведите большой альбом, в котором будут отражены самые интересные школьные события, успехи и победы вашего ребенка. В альбоме могут быть не только фотографии, но и странички из тетрадей с первыми буквами, цифрами, грамоты, дипломы, рисунки, смешные высказывания и т.д. Сделайте шуточные медали ("За первый рекорд на физкультуре" и т.п.), коллажи. Например, возьмите открытку "1 сентября", на которой изображен зайчонок с портфелем и букетом, вырежьте заячью мордашку и вместо неё вклейте фото вашего ребенка. Получится забавная картинка. 


Шестнадцатый совет
(родителям и детям)

Выпустите к 1 сентября семейную газету о том, как прошло лето, или о первокласснике, семикласснике - герое дня, покажите его путь "от капусты (аиста) до школы". Такие газеты могут быть и семейные, и классные. Их очень интересно просматривать несколько лет спустя. 
 

Семнадцатый совет
(родителям)

Награда за летний подвиг.
Торжественно вручите дипломы и призы за отличие в чем-то на летних каникулах: в прополке грядок, помощи в сборе урожая, ловле рыбы, сборе грибов, ягод и т.д. 
На дипломе напишите:

ДИПЛОМ
вручается _______________
Тебе вручаем сей диплом,
Он сообщает всем о том,
Что тобою много сделано,
И твои ручки оч. умелые!
К диплому орден прилагается,
И ты по праву им гордись!
Еще тебе за труд вручается
Приятный миленький сюрприз!

На печати можно написать: "Мама + папа" 
Медаль может быть в виде мармеладной морковки за сбор большого урожая моркови, в виде рыбки - за крупный улов, в виде корзинки печенья "Грибочки" - за сбор грибов и т.д. 
 

Восемнадцатый совет
(родителям)

Составьте шуточное предсказание на учебный год, на школьную или послешкольную жизнь. Используйте фотографии, рисунки, вырезки из журналов, строчки из песен (от "Топ-топ - топает малыш…" до "Бабушка рядышком с дедушкой столько лет вместе…"), газетные заголовки и др. 
 

Девятнадцатый совет
(родителям и детям)

Займитесь составлением коллажей!
Слово коллаж происходит от французского сollage и означает прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Произведения, выполненные в этой технике, тоже называются коллажами.
Очень интересные коллажи получаются с использованием вырезок из журналов и фотографий. 
 

Двадцатый совет
(детям)

Коллаж для мамы с папой.
Возьмите плотный лист бумаги. В центре расположите маленький красивый цветочек, в серединку которого вклейте свою фотографию. С двух сторон "цветочек" поливают родители с лейками. Возьмите фото мамы и папы во весь рост или найдите в старых журналах подходящие изображения мужчины и женщины и приклейте им лица родителей. Затем вырежьте из цветной бумаги две лейки и приклейте их так, чтобы родители поливали цветок. Дорисуйте струйки воды.
Сделайте надпись "Мама! Папа! Спасибо за заботу!" или "Спасибо за то, что я есть!" Такой коллаж родителям будет приятно получить в любой день, а в ваш собственный день рождения особенно! 
 

 

 

Двадцать первый совет
(родителям и детям)

Устройте мини-презентацию:
- школы (если собрались семьи с детьми, которые учатся в разных школах);
- класса (это может быть презентация-доказательство того, что учиться, например, в 7 классе лучше, чем в 3-м или наоборот);
- себя (хвалебная ода "Я - самый-самый-самый..." или "Я - самая-самая-самая...");
- "Каждый кулик свое болото хвалит" (каждый родитель хвалит свое дитя). 
 

Двадцать второй совет
(родителям)

В последние дни летних каникул сходите с детьми на экскурсию, на выставку. Придумайте что-то интересное, необычное. Например, отправьтесь на охоту... за облаками! Возможно, фотоохота окажется столь удачной, что станет началом семейного коллекционирования. 
 

Двадцать третий совет
(родителям)

Для учащихся начальной школы можно провести много игр и конкурсов по книге А. Шибаева "Язык родной, дружи со мной!". Если не найдете эту книгу в магазине или библиотеке, то не расстраивайтесь, а проведите конкурс "На что похожа буква?" или устройте коллективный поиск на любой картинке слов на одну букву. 

Двадцать четвертый совет
(родителям)

Устройте конкурс "Получите приз!" Подарки любят все! Можно собрать море всякой всячины и раздарить её. Приятно и дарителям, и одариваемым!
Приготовьте 5 коробок. На каждую наклейте по одной букве Ш, К, О, Л, А. Положите в коробки с буквами призы, названия которых начинаются на ту же букву.
Например:
Ш - шапмунь (маленький одноразовый пакетик), шишка (еловая, сосновая или лучше кедровая), шампиньоны (баночка консервированных вполне подойдет), шапка (сложенная из бумаги), шахматы, шестиугольник (из картона), шкатулка (например, самодельная), шпагат, шпаргалка, шоколадка;
К - книга, какао, калейдоскоп, календарик, кочан капусты (!), картофелина, кассета, катушка, квадрат, кепка, кефир, картина, кнопка, конверт, кокос, коржик, корона, кофе, кроссворд, крючок, купюра;
О - обезьянка, объявление (газета объявлений), овощ, очки, опахало (веер), отвертка, оригами, орех;
Л - лакомство, лебедь (фигурка оригами), леденец, лекало, лента, лимон, ложка, лопата (совок), лоскут, лосось (банка консервов), луковица;
А - абонемент, абрикос, адрес, аист (фигурка оригами), айва, акварель (краски), альбом (для рисования или для фотографий), апельсин, афиша, атлас.
Ведущий ставит перед собой коробку с буквой, игроки называют слова на эту букву. Если приз с таким названием есть в коробке, то ведущий отдает его угадавшему игроку. К концу игры у всех будет масса выигранных призов.

Можно всем до игры раздать полиэтиленовые пакетики с приколотыми степплером бирками "Мешок для подарков". 
 

Двадцать пятый совет
(родителям и детям)

Устройте посвящение в первоклассники (или пятиклассники, шестиклассники и др.)!
Родители или старшие братья, сестры в импровизированных мантиях превратятся в магистров и зачитают со свитка торжественное сообщение: 
Человек ещё в шкурах звериных
У костра размечтался, что рано иль поздно
Выжить сможет, став умным и сильным,
И достигнет высот...
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ЗВЁЗДАМ! 

И в веках зарождались науки,
И умы будоражили всех.
Получал гомо сапиенс опыт
Через сто неудач и успех! 

Ваш черед свою лепту внести,
Чтоб гордился весь род на планете.
А с оценкой своей всё у вас хорошо:
Вы таланты, вы умные дети! 

И хотя это адские муки -
Грызть гранит этой самой науки,
Заявляем вам гордо и прямо:
"Ничего невозможного нет!"
Посвящаем мы вас в первоклассники (второ-, пяти-, шестиклассники и т.д.)
И вручаем СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ! 

Над созданием счастливого билета придется потрудиться. Это может быть абонемент в спортивный зал или бассейн (по принципу "В здоровом теле здоровый дух"). Или открытка с часами и девизом: "Всё успеть!" 
 

Двадцать шестой совет
(родителям)

Открытка, приносящая удачу на контрольных и экзаменах тем, кто верит в приметы.
(1-й вариант)
Сложите пополам лист плотной бумаги. На титульной стороне напишите "Счастливый билет", а внутри текст:

Коль всё выучил отменно,
Зачёт, экзамен сдать - пустяк!
На всякий случай непременно
Возьми с собой простой пятак!

Рядом с текстом приклейте или привяжите ленточкой прозрачный мешочек, наполненный "пятачками". Их хватит на много контрольных! 
 

Двадцать седьмой совет
(родителям)

Открытка, приносящая удачу на контрольных и экзаменах тем, кто верит в приметы.
(2-й вариант)
Сложите пополам лист плотной бумаги. На титульной стороне напишите "Счастливый билет", украсьте "магическими знаками", а внутри напишите текст:

Копейка плюс копейка,
Ещё одна копеечка,
Ещё одна копеечка
И ещё копеечка -
Будет пятачок!
Прибавь уменья, знания,
К учению старания,
В итоге получается
Кому ума палата,
Кому-то рюкзачок!

Рядом с текстом приклеены настоящие копеечки, сложенные столбиком, со знаком плюс, подведена черта и ниже приклеен настоящий пятачок. Наглядный пример! Здесь же можно добавить лозунги: "Даёшь ума палату!" или "На рюкзачок не согласен!". 
 

Двадцать восьмой совет
(родителям)

Зонтик пожеланий. Возьмите старый зонтик и привяжите к концам спиц перетянутые бантиками трубочки с пожеланиями или веселые конвертики, сложенные по предложенной выше схеме. В качестве пожеланий можно использовать пословицы и высказывания известных людей. Например:
"Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех" (Н. Федоров).  "Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали" (К. Гельвеций).
"Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать" (Джанни Родари). 
 


Двадцать девятый совет
(родителям и детям)

Праздничный стол лучше готовить всей семьёй. Должно быть много "школьных" блюд. Например, "Мясо по-французски" (или "по-английски"), пюре "Историческое" (выкладывается на блюдо в форме египетской пирамиды), салат "Кубический" (всё порезано кубиками). Паштет, особенно импортный, можно назвать "Химическим". Устройте конкурс бутербродов с весёлыми названиями ("Мозговая атака", "2х2" и др.). Купите конфеты "Школьные", печенье "Зоологическое", испеките свое печенье в форме букв, точек, запятых, пятёрок, четверок. Торт можно украсить надписью "Первый раз в 1-й (2, 3... 11) класс". Простой чай станет "Напитком мудрости", а сок - "Нектаром знаний". Даже сухарики превратятся в "Гранит науки". Главное - захотеть подарить друг другу праздник! 


Тридцатый совет
(детям)

Не забудьте сказать родителям спасибо! Они так старались… 

Тридцать первый совет 
(родителям и детям)

"Самое правильное - это сочетать житейский опыт старости с энергией молодости" (Б. Шоу). Комментарии излишни. 


Тридцать второй совет
(родителям)

Устраивая праздник, не переборщите! Помните, что говорил Б. Шоу: "Если бы родители только могли себе представить, как они надоедают собственным детям!" 
 

Тридцать третий совет,
последний и самый ценный

Прочитайте все советы и сделайте всё по-своему. Это лишний повод убедиться, что праздник в вашей семье самый необыкновенный! 
 

Левописание

         Чистописание - самое страшное слово первых моих школьных лет. Вернее, не самых первых, а третьего и четвертого классов, мрачного времени, прожитого под игом Выдры, то бишь Анны Дмитриевны, фамилии, слава богу, не помню. 

         Это было уже в Москве. А начинала я учиться в уютной поселковой школе и в первый класс пошла почти как Филиппок, вслед за старшим братом. Порядки в школе были домашние, и меня пускали. Я сидела тихо-тихо на задней парте, а иногда служила учебным пособием. Учительница Прасковья Петровна (мне слышалось и очень нравилось Праскопь) вызывала меня, пятилетнюю, к доске читать вслух в назидание самой рослой в их четвертом классе девочке-двоечнице. Все звали ее по фамилии - Ульянова. Мне казалось страшным кощунством: носить такую фамилию и сонно бубнить слоги, панически не желавшие складываться в слова. "Гу, си, на, лу, гу", - словно тыкала пальцем в клавиши Ульянова, и у нее получалась загадочная фраза: "Гу синалу гу". 

         Праскопь-Петровна терпеливо слушала, но на третьей строчке не выдерживала и подзывала меня. Гуси на лугу сразу принимались бодро щипать травку, а Ульянова с ненавистью смотрела на меня исподлобья. 

         На следующий год выпускники Праскопь-Петровны пошли в пятый класс, где много разных учителей, и она снова взяла первачков. Первого сентября я стояла на торжественной линейке последней на левом фланге, с бантом больше головы и букетом гладиолусов чуть ли не с себя ростом. К тому времени я уже давно читала целые книжки (любимые - с рисунками Чарушина и Сутеева), а вот писать толком не умела. Только лепила вкривь и вкось хромые печатные буквы. 
         Письмо не давалось мне так же, как Ульяновой чтение. А уж как я старалась! Буквы в прописях обводила до тех пор, пока не протиралась дырка в бумаге. Но стоило начать писать их на пустой строчке, они, как несчастные калеки, валились набок, заезжали за верхнюю и нижнюю линейку и даже не могли держаться за косые подпорки - всё норовили наклониться не вправо, а влево. Сколько я намучилась с заковыристой Ю! Не говорю уж про Ж - сплошная жжжжжжжжжжуть! Мне даже ночью снились многолапые жуки, один другого жирнее и страшнее. 

         Умница Праскопь-Петровна понимала: если такая старательная и сверхдобросовестная ученица чего-то не может, значит, действительно не может, и ничего тут - простите за скверный каламбур - не попишешь. В тетрадках по чистописанию у меня стояли одни "См". А по письму пятерки, потому что ошибок в словах я не делала.

         Однажды наша учительница заболела, и ее заменяла другая. Двойки посыпались в мои тетрадки, по письму за буквы, по арифметике за цифры (тоже жалкие кривули). Я ревела от обиды и бессилия, выводила целые страницы штрафных строчек, а толку чуть. Еще немного - и я бы точно сломалась, потеряла всякий интерес к школе, и кто знает, как сложилась бы моя судьба. Я не преувеличиваю. Потерять веру в свои силы, смириться с тем, что, старайся не старайся, из двоек не вылезешь, - это очень серьезно. К счастью, Праскопь-Петровна скоро вернулась. 

         А через два года мы переехали в Москву, и я попала в класс к сухопарой Выдре. Грязно-оливковый английский костюм, какая-то желтушная кожа, тускло-зеленые глаза, и веяло от нее болотной, зеленой тоской. 
         Педагогический метод у нее был один на все случаи жизни. "Не понял? Стоять после уроков. Болтаешь? Стоять столбом два часа". Мы, бывало, всем классом стояли, и за каждый смешок срок стояния увеличивался на пять минут. Не понимаю, почему это терпели наши родители. А уж как мы Выдру ненавидели!.. Да. Так вот, и мой ужасный почерк она пыталась исправить таким же образом. "Ах, у тебя не получается? Встань и пиши стоя - сразу получится!" 
         В пятом классе мы вырвались из лап Выдры и превратились в дикую орду, с которой никто в школе не мог справиться. И тут я захворала и провалялась в постели три месяца. Надо мной колдовали маститые невропатологи, и один из них попутно, интереса ради, провел со мной простенькие тесты: сложи руки, закрой один глаз, потом другой, - и определил, что я левша. Вот оно что! И почерк, и наклон - все объяснилось. Тут и мама вспомнила, как я упорно не желала держать ложку в правой руке и сколько сил стоило меня переучить. Вернувшись в школу, я немедленно поделилась открытием с друзьями и учителями. К почерку моему (некрасивому, но достаточно разборчивому) никто больше не придирался, но я так и осталась переучкой, а что это значит? Значит, мне на всю жизнь заказано шить, вязать, чертить, рисовать и т. д. Правой неловко, левой уже не научишься, поздно. 
         Я вспоминаю эти свои страдания, глядя на Котины рисунки. Котя левша. Задумай кто его переучивать - я бы, кажется, загрызла! Но никто и не пытался - времена не те. Поначалу он ел и рисовал то правой, то левой, а потом окончательно перешел на левую. Он прекрасно лепит, вырезает (ножницами для левшей!), я уж не говорю про рисование - первый художник в классе! Пишет он, конечно, не очень красиво - неудобно левше слева направо, но чистописанием его никто не терзает. Илья, хоть и правша, а почерк у него не лучше. Даже я, по понятным причинам очень в этом вопросе снисходительная, иногда возмущаюсь: ну, хоть слово от слова отделяй! 
         В последнее время опять заговорили о том, как важно писать по прописям, в некоторых школах и чистописание вернули. Прописи есть самые разные, некоторые очень толковые - с большими-большими прямыми клетками, в которых буквы не столько пишут, сколько рисуют. Конечно, научиться писать понятно должен каждый. Но вот про красивый почерк… Что если попробовать еще выращивать красивые глазки? Или точеные носики? Моя подружка в детстве все старалась спать носом вниз, не хотела быть курносой. Но как-то, знаете, не помогло. Правда, древним китайцам удавалось с помощью тугих бинтов делать красавицам крохотные ножки, а в не помню каком африканском племени считается очень красивым растягивать женщинам шею пружиной чуть не на полметра.  

         Наверное, я не права, и есть золотая середина. Но уж очень намучилась. 
Н. Кисина

Такие неожиданные школьные недуги


 

“Совершенно непонятно, - жалуется мне мама восьмилетней Аленки, - росла она здоровым ребенком, у нее даже насморка никогда не было! Капризничала - она у нас, честно говоря, избалованная, - но никогда не болела. А вот пошла в школу и болеет все время, мы половину первого класса пропустили. На каникулах были в деревне, так она за все лето ни разу не чихнула. А теперь пошла учеба - и все сначала!”

Маленькая Аленка часто болеет. Болеет тяжело, с высокой температурой. Болезнь каждый раз начинается внезапно. Утром девочка просыпается с красным горлом, с болями в животе, рвотой, с затрудненным дыханием. Вызывают врача, тот назначает лекарства, и уже к вечеру ребенок практически здоров. Заботливая мама выдерживает ее дома еще три-четыре дня прежде, чем отправить в школу. Но вот что интересно: Алена всякий раз заболевает накануне важных школьных событий: контрольной, самостоятельной работы или того дня, когда ее наверняка должны вызвать к доске…

Эти удивительные совпадения заставили маму обратиться к врачу - иммунологу. Обследование не выявило существенного понижения сопротивляемости организма болезням. Не было значимых изменений и в анализах крови и мочи. А заболевания продолжались. Это заставило нас предположить своеобразный механизм их возникновения.

Подобные ситуации с большей или меньшей степенью выраженности можно наблюдать не столь уж редко. Многие мамы знают, например, про “медвежью болезнь”, когда внезапное сильное волнение сопровождается расстройством кишечника. Впрочем, вариантов много. Тут и сильные головные боли, и рвота, и носовые кровотечения, и многие другие явные признаки нездоровья.

Не нужно думать, что ребенок симулирует. Бледность кожных покровов, учащение сердцебиения, реальное повышение температуры тела - признаки, которые подделать трудно, если вообще возможно. Тем не менее в подобных случаях болезнь связана с тревогой, страхами; то есть мы имеем дело с психосоматической патологией.

Заболевания, вызванные стрессовым состоянием, не такая уж редкость. Механизм возникновения болезни далеко не всегда одинаков. Разберем лишь некоторые из видов этого страдания…

Ребенок идет в школу впервые - это для него праздник. И поначалу ему кажется, что праздник будет всегда. Однако уже через несколько недель необходимость отправляться на занятия начинает мешать ему подольше поспать утром. А вместо того, чтобы поиграть, когда хочется, с друзьями, приходится готовить уроки да еще переделывать их, если сделал что-то небрежно или неправильно.

И вдруг ребенок заболевает… Он остается дома. Вызов врача и таблетки, которые ему приходится пить, не очень сильно омрачают ситуацию. Температура быстро спадает, но еще несколько дней остаешься дома, и можно уже не лежать в постели, тебе разрешают смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Все домашние к тебе особенно внимательны, заботятся о тебе, стараются угостить чем-нибудь вкусным. И главное - не заставляют готовить уроки.

Гибкий детский ум сразу улавливает разницу. Даже когда ребенок снова идет в школу, его несколько дней не вызывают к доске - он же болел. Так возможность оказаться больным становится очень привлекательной.

Чтобы не происходило подобного, лучше загодя готовить ребенка к учебному режиму. Не стоит говорить себе: “Пусть поспит подольше, пока свободен. Пойдет в школу - будет вставать рано”.

Постепенно входить в деловой ритм и следовать ему постоянно, а не только в дни учебы, - лучший способ предупредить стрессы, которые могут возникнуть при смене режима. Если ребенок заболевает, постарайтесь, как только температура понизилась и самочувствие нормализовалось, загрузить его (в меру, разумеется) работой: пусть выполняет домашние задания, догоняет класс. Не забывайте хвалить его за то, что он трудится даже во время болезни. А как только он снова пойдет в школу, предупредите учителя, что ребенок готов к занятиям, не отстал.

Бывает, что причиной срывов в болезнь становятся упреки родителей и педагога. Плохо получилась контрольная - мама отругала, учительница сказала, что нужно быть более внимательным и собранным. Да ведь ребенок и сам расстроился, даже плакал. И тут, конечно, надо было не “добивать” его, а, напротив, поддержать, сказать, что неудача вовсе не должна стать правилом, что все у него будет получаться, вы в нем не сомневаетесь.

Словом, важна установка на успешность. Особенно это касается детей с неустойчивой психикой, склонных к плаксивости, нервозности. Но не переборщите с сочувствием. Ребенок должен быть уверен в своих силах, а не выезжать на сострадании. В любом случае, появление описанных признаков - основание посоветоваться с психологом и с врачом-психоневрологом. В сравнительно легких, неосложненных случаях вам подскажут, как лучше выстроить отношения с ребенком. В более тяжелых - помогут найти подходящую терапию

Часто причиной внезапных недомоганий могут стать не долеченные ранее или вовремя не распознанные болезни. Так, компенсированное повышение внутричерепного давления в обычных ситуациях может и не сопровождаться болезненными проявлениями. В случае же сильного волнения (а в школе ребенок порой очень волнуется) внутричерепная гипертензия может усиливаться, и тогда возникают головные боли, может открыться рвота, в тяжелых случаях - повыситься температура (до 38 градусов, а то и выше). Поэтому частые головные боли у ребенка при утомлении, при волнении, в других стрессовых ситуациях не должны остаться без внимания. Ребенка обязательно надо проконсультировать у врача-невролога и тщательно обследовать.

Кстати, внимательный учитель обязательно расскажет маме, что ребенок, волнуясь, становится очень бледным, что на уроках у него часто болит голова, так что помощь врача необходима. Впрочем, бывают случаи, когда болезненное состояние ребенка может быть вызвано невыдержанным поведением самих педагогов. Привычка кричать на детей (возможно, в надежде добиться желаемой тишины на уроке?), стучать по столу кулаком или указкой для большинства детей - сильнейший стресс, после которого возможны различные тяжелые реакции: слезы, истерики, усиление заикания и даже развитие судорог. До сих пор помню свой панический страх перед первой учительницей Марией Ивановной, которая громко кричала на нас, первоклашек, если мы шумели на уроке. Страх до рези в животе! До тошноты! Я после этого просто не могла говорить и слушать объяснения на уроке - не понимала ничего. Однажды я сказала маме, что хочу умереть, чтобы не ходить в школу. Хорошо, что родители поняли меня и быстро перевели в другую школу. Со второй учительницей все быстро прошло, учеба перестала быть пыткой и стала удовольствием. До сих пор нежно ее люблю!

Не нужно думать, что понимающий и спокойный учитель нужен только для девочек, что мальчикам полезно воспитываться в строгости! Ребенок в семь-восемь лет - существо с еще не устоявшейся психикой. Его легко сломить, заставив подчиняться воле взрослого, заставив быть как все. Но этого ли мы хотим для своего ребенка? Наша с вами задача - помочь ему стать свободным и сильным, а не воспитывать раба, который никогда не посмеет иметь собственное мнение, а уж тем более его отстаивать!

Мы придирчиво выбираем для своего ребенка хорошую школу с расширенной программой обучения, желая, чтобы он получил добротное базисное образование. А нужно бы для первоклашек выбирать первого учителя. Так, для активного ребенка более комфортным будет общение с инициативным, ярким учителем. А для ребенка робкого и тихого, плохо переносящего шум и эмоциональный натиск, желательно выбирать учителя спокойного, умеющего объяснить все подробно еще и еще раз.

Подвижному ребенку с таким учителем может быть скучно, а тихоне – очень даже удобно. Позднее, в средней школе, когда характер ребенка уже в значительной мере окрепнет, его можно будет перевести в класс или школу, где обучение более интенсивное, но пока ваш тихоня еще только начинает взрослую жизнь, не дайте ему сломаться.